Лично у меня, как, думаю, и у многих, Первомай ассоциируется с демонстрациями, флагами, транспарантами – в общем, считается общественно-политическим событием. Впервые Рабочий праздник, День Международной солидарности трудящихся отмечался в Европе в 1890 году. Резолюция о праздновании Первомая была принята I конгрессом 2-го Интернационала, собравшимся в Париже в день столетия Французской революции 14 июля 1889 года. Однако существовал значительно раньше и “другой” Первомай.

В романе И.А. Гончарова “Обломов” (1859 г.) читаем: “пришли разные праздники. Троица, Семик, первое мая – все это ознаменовалось березками ветками; в роще пили чай”. О чем же это рассказывает писатель?

“Первомайский праздник у городских жителей есть первое весеннее гулянье за городом и в роще … Первого мая бывали и школьные праздники в западной, южной и отчасти северо-восточной России”, - сообщает знаток русских обрядов и обычаев И.М. Снегирев в книге 1837 г. А дело в том, что обычай отмечать 1 мая как праздник весны и возрождения природы возник еще при Петре I. В самые юные годы царь-реформатор с удовольствием проводил время в Немецкой слободе Москвы, где уже с XVI в. селились иноземцы.

Слобода была центром поселения людей разных национальностей и занятий. Жили там и немцы, и англичане, и французы. Это был совершенно особый, непохожий на Москву мир. Царь, повзрослев, сразу же и бесповоротно принял этот западный новый мир со всеми его традициями, праздниками и обычаями, которые оторванные от родных мест слобожане тщательно соблюдали. Отсюда и пришли на Русь рождественская елка и первомайское гулянье. Последнее проходило по обыкновению в Сокольниках. Петр самолично присутствовал на этом “гульбище”, где устраивали свои столы и пировали чужеземцы. А популярны маевки стали уже после его смерти – в конце XVIII и начале XIX веков.

Отмечать же майские праздники начали еще в Древнем Риме. В вечном городе существовало празднество м а й ю м а в честь богини Майи (отсюда, кстати, и название месяца); начиналось оно в конце апреля и заканчивалось в начале мая. Первого мая с утра римляне выходили с музыкальными инструментами в поля и собирали под веселые звуки музыки зеленые ветки, которыми украшали двери жилищ своих родственников и друзей.

У всех европейских народов Первое мая – это любимый праздник весны, зелени и цветов. В этот день повсюду проводились веселые гуляния, горожане “выезжали на природу”. Центральное ритуальное действо заключалось в обряжании “майского дерева” (окоренный ствол сосны или березы), которое устанавливалось на центральной площади.

Кроме первомайских торжеств, во Франции, например, существовал еще и прелестный “Праздник ландышей”. Собирались ландыши и ими украшались окна домов, камины и столы. Затем накрывали столы, и начинался праздник, на котором ландышу было суждено играть довольно серьезную роль. Все девушки имели при себе букетики ландышей, обмен которыми служил знаком согласия весь вечер танцевать с одним юношей. А много лет назад букетики имели более глубокое значение. Они выражали согласие вступить в брак, сам же праздник обычно заканчивался объявлением, кто за кого выходит замуж. Кстати, в Росси в начале века ландыш был одним из самых любимых цветов. И поздней весной было принято ходить в лес собирать букеты изящных хрупких цветов, источающих нежный аромат; увы, теперь исчезающие ландыши – в “Красной книге”.

Как же праздновали Первое мая в России? С.П. Жихарев в “Записках” современника рассказывает, так выглядело гулянье 1 мая 1805 г. “Сколько народу, сколько беззаботной разгульной веселости, шуму, гаму, музыки, песен, плясок и прочего, сколько богатых турецких, китайских палаток с накрытыми столами для роскошной трапезы и великолепными оркестрами … Сколько щегольских модных карет и древних прадедовских колымаг и рыдванов, блестящей упряжи и веревочной сбруи, прекрасных лошадей и претощих кляч, прелестнейших кавалькад и прежалких Дон-Кихотов на прежалких Россинантах …”.

Позднее гулянье проводились и под селом Новинским, и в Марьиной роще, и на Девичьем поле. Собравшиеся пили, ели, плясали, устраивали веселые розыгрыши.

А в Петербурге на Марсовом поле с начала XIX века 1 мая происходил высочайший смотр и парад гвардейских полков перед выступлением их в летние лагеря. По этому поводу весь день в городе шло гулянье с песнями, плясками и выездами на пикники.

Целая стена обычаев, примет и поверий обступала на Руси сельчанина в зеленые майские дни. Куда ни ступишь, на приматы да на советы натолкнешься, и все связано с погодой да с севом. С Еремея-запрягальника запрягай коня в соху, выезжай в поле, подымая сетево. На первую майскую росу бросай первую горсть яровины на полосу! Второе мая – соловьиный день; с него в средней полосе России соловьи запевают. С 5-го мая высаживают на огородные грядки капустную рассаду. 6-го мая – засев пшеницы в степных губерниях. 9 мая - “Вешний Никола”, с которого начинается тепло.11,12,13 мая - дни, показывающие, какое будет лето. 20 мая – высадка огурцов. 21 мая – Еленин день, время для посева льна. 26 мая – рыбалка на карпов.

Проследив историю майских праздников, каждый может провести “главный” день – Первое мая – соответственно своим убеждениям и вкусам. Одни пойдут на демонстрацию (если таковая будет …), другие поставят на стол букет ландышей и отправятся загород на пикник, а третьи станут усердно трудится на своих дачных участках. Так что, как говорится, делайте свой выбор! Но помните, что 1 мая – день царства ландыша. Надеюсь к Первому мая они появятся, ведь зима в этом году долго не хотела уходить, радуя нас морозами и пушистыми хлопьями снега. Но весна пришла - с теплыми лучами солнца и пением птиц. С наступающими Первомайскими праздниками! J

 

Дарья Красильникова

на главную

 

Сайт управляется системой uCoz